Он – везде, где хочет быть, Ему нет нужды посылать Другого куда-либо и когда-либо, поскольку вездесущность — Его естество. Бог самодостаточен в Своем всемогуществе и не нуждается в дублерах.

Бог Есть

«Разве Я — Бог [только] вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.» (Иер.23:23-24)

О Боге говорят, что Он “вездесущ”. Это значит, что Он существует, или присутствует, везде в одно и то же время. Об этом свидетельствует и Писание (Иер. 23:23, 24). Как это может быть? Что это предполагает? Когда мы говорим, что Бог — повсюду, это значит, что, в какой бы уголок нашей вселенной мы ни попали, мы нигде не обнаружим знака “свободно от Бога».

Вездесущ Он и применительно к человеку. Как говорил известный богослов Ричард Спрол: Бог одновременно присутствует в тысячах преображаемых и уже спасенных сердцах.

Факт вездесущности

Вселенная огромна. Мы просто не можем своим разумом охватить ее пределы. Наша маленькая солнечная система кажется нам достаточно обширной. Помните, как мы — и вместе с нами почти полмиллиарда других людей — с восторгом и удивлением следили с Земли, как астронавты Армстронг и Элдрин передвигались по Луне? Теперь на Луне есть следы человека. И хотя расстояние от Земли до Луны составляет приблизительно 384 000 км, она все равно, в астрономических масштабах, находится как бы у нашего заднего крыльца.

А теперь давайте сойдем с этого крыльца во двор и оглядимся вокруг. Над головой у нас светит Солнце. Это светило находится на расстоянии почти 150 миллионов километров от Земли. Вокруг него вращается еще восемь других планет. Ближайшая из них, Меркурий, расположена всего в 58 миллионах километров от солнца; Плутон, самая дальняя, — в 5, 92 миллиардах километров. Один оборот вокруг солнца Плутон совершает за 247 земных лет. Современные астрономы убеждены, что за Плутоном есть еще одна планета. Этого, наверное, будет достаточно для обзора нашего заднего двора.

А теперь давайте подойдем к забору и посмотрим вдаль и вверх. В ясную ночь мы можем увидеть Млечный Путь — галактику, к которой принадлежит наше солнце и все наши планеты. Исследования в области астрономии, проведенные Милтоном Хьюмасоном и Эдвином Хабблом, подтвердили, что протяженность нашей галактики — 100 000 световых лет. Наблюдения Хаббла также показали, что на расстоянии от 1 до 7 миллионов световых лет от земли находятся еще несколько “соседних” галактик. Кроме того, эти галактики (спирали) фактически представляют собой «острова», которые тянутся через всю вселенную, насколько позволяют судить современные методы наблюдения.

Пожалуй, мы зашли уже достаточно далеко. Картина космической реальности ошеломляет. Она фантастически огромна. Одним из показателей необъятности вселенной может служить подход к ее измерению. Измерение расстояния в километрах в этом случае совершенно не подходит. Единицей измерения стал световой год.

Все это имеет огромное значение для нашего изучения природы Бога. Термин “световой год” есть категория времени. Поэтому понятие времени является решающим для нашего осознания Бога. По своей природе время имеет начало и конец. Если бы это было не так, то времени не было бы вообще, а была бы вечность. “Вездесущность» означает присутствие Бога “везде в одно и то же время». Для Бога это возможно потому, что, по сути, “Бог есть дух” (Ин. 4:24). Такова сущность (основополагающая реальность) Бога — быть сразу во всех местах. Он не “решает” пойти туда, где Его нет, — потому что Он уже там! Это неоднократно повторяется в обоих Заветах Библии (Пс. 2:4; 3:4; Деян. 7:49; 17:28).

Значение вездесущности

Концепция вездесущности Бога имеет необыкновенно большое значение. “Везде» — значит повсюду, без каких-либо ограничений; “вездесущность» означает “повсеместное присутствие в одно и то же время”. Поскольку Бог вездесущ, т. е. присутствует везде в одно и то же время, мы воспринимаем это в том смысле, что ни время, ни место не могут укрыться от Его присутствия. Иными словами, Бог не связан и не ограничен ни временем, ни местом (2 Пет. 3:8; Пс. 138:7-10). Пожалуй, самый замечательный пример времени — это то, что мы называем историей. «Марш времени” историчен. Мы часто говорим: “Это просто череда событий”. Последовательность происходящего с нами значит для нас очень много, так как на земле мы существа, связанные временем.

Место также очень важно для нас, так как наше существование на земле не бесконечно. Пока мы живем здесь, мы ограничены как временем, так и местом. Каждый из нас является точкой на странице географии. Мы всегда “здесь» и никогда — “там”. В любой конкретный момент мы находимся в конкретном месте. И это место в ту секунду является нашим “здесь» и никогда — “там”. Мы можем думать о том, как мы были когда-то “там”. Однако наше “здесь» — это то место, где мы находимся в любой данный момент в любом данном месте.

Это обсуждение является попыткой описать вездесущность Бога и противопоставить его нашей конечности. Ему не препятствует ни время, ни место; мы живем здесь, связанные временем и местом. Бог не ограничен временем и местом, так как Он вечен (Ис. 57:15). В Своей вездесущности Он включает в себя и время, и место. Однако по Своей вечной природе Он выходит за рамки времени и места. В этом заключается весь смысл Его откровения Себя в великом Я ЕСМЬ СУЩИЙ. Яхве — это, фактически, форма глагола “быть», то есть существовать.

Как Бог вечный, Он не имеет ни “прошлого», ни “будущего». И “прошлое», и “будущее» — это понятия, не разделимые с понятием времени. Время и вечность — не одно и то же. Вечность — это не «длительное время”. Вечность — это навсегда. Она не имеет ни начала, ни конца. Бог есть «Альфа и Омега» (Откр. 1:8). Это значит, что Он сотворил время и историю и дал нам понятие временной реальности. В Свой час Он возвестит о конце времени и истории и даст нам полное и истинное понимание вечности. Следует подчеркнуть, что Тот, кто дал начало времени и истории, есть Тот, кто стоит над временем и историей.

Заключение

Божье естество есть дух. Бог не только вечен во времени (временная категория), но Он также вездесущ во вселенной (пространственная категория). Библия утверждает, что Он существует вечно, то есть Он существует вне каких-либо границ, включая время (историю) и пространство (мироздание).

Будучи ограничены конечными понятиями времени и пространства, мы часто говорим, что Бог либо “здесь», либо “там”. Как мы видели, так же пишут и авторы Библии. Люди, ограниченные во времени и пространстве, не могут говорить иначе. Однако мы также говорим, что Он вечен. Это возможно потому, что Бог, в сущности, является Богом, который присутствует как во времени и пространстве, так и вне времени и пространства. С Его точки зрения, Он всегда “здесь» и теперь. На наш вопрос: “Он «там»?” — Он ответит: «Да, Я ЕСМЬ «здесь»”. Это верно независимо от того, имеем ли мы в виду пространство за пределами вселенной (если таковое существует), саму вселенную, наш собственный мир или нас самих и наше внутреннее естество. Это тот Бог, в котором “мы живем и движемся и существуем” (Деян. 17:28). Может, наш Бог слишком мал? Нет, это мы оказываемся не в состоянии увидеть Его во всей полноте, по крайней мере, сейчас.

Псалмопевец понимал ограниченность человека и признавал безграничность Бога. Эти понятия нашли свое выражение в Пс. 138:7-12: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: “может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».

mail.google.com