Если не будет второго – первое станет бессмысленным и даже опасным.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Иоан.4:24)

Греческое слово «проскунео», которое чаще всего переводится в Новом Завете как «поклонение», значит «падать или склоняться перед кем-то/чем-то». Поклонение является выражением внутреннего, духовного состояния. Так как это внутреннее, индивидуальное действие, христиане поклоняются все время, семь дней в неделю. Когда христиане формально собираются для поклонения, ударение все равно должно ставиться на индивидуальном поклонении Господу. Даже в рамках собрания, каждый участник должны осознавать, что он поклоняется Богу на индивидуальной основе.

Характер христианского поклонения исходит изнутри человека и имеет два одинаково важных качества. Мы должны поклоняться «в духе и истине» (Иоанна 4:23-24). Поклонение в духе не имеет ничего общего с нашим физическим положением. Оно связано с нашей внутренней сущностью и требует нескольких моментов. Во-первых, мы должны родиться свыше. Без Святого Духа, пребывающего в нас, мы не можем поклоняться Богу, потому что не знаем Его. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,» (1Кор.2:11,12) Дух Святой в нас является Тем, Кто побуждает к истинному поклонению, ведь по сути Он прославляет Себя, а всякое истинное поклонение прославляет Бога.

Во-вторых, поклонение в духе требует, чтобы наш разум был сосредоточен на Боге и обновлен истиной. Павел призывает нас: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим.12:2).

Лишь когда наш разум «переключается» от мирских вещей на Бога, мы можем поклоняться в духе. Тем не менее, отвлекающие факторы разных видов могут заполонять наши умы, когда мы пытаемся хвалить и прославлять Бога, препятствуя нашему истинному поклонению.

В-третьих, поклоняться в духе можно имея лишь чистое, открытое и раскаявшееся сердце. Когда сердце царя Давида был наполнено чувством вины за свой грех с Вирсавией (2 Царств 11), то он обнаружил, что не может поклоняться. Он чувствовал, что Бог был далеко от него, и воскликнул: «Весь день я кричу. Днем и ночью я чувствую руку Твою – как она тяжела!» (Псалом 31:3-4). Но когда Давид исповедал свой грех, общение с Господом было восстановлено, и он смог хвалить Господа и поклоняться Ему. Он понял, что «жертва Богу – сокрушенный дух, сокрушенного сердца не отвергнет Бог» (Псалтирь 50:19). Хвала и поклонение Господу не могут исходить из сердца, наполненного неисповеданным грехом.

Вторым качеством настоящего поклонения является то, что оно должно осуществляться «в истине». Поклонение является ответом на истину, а что может быть лучшим примером истины, чем Слово Божье? Иисус сказал Отцу: «Истина — это Слово Твое» (Иоанна 17:17). Псалом 118 говорит: «Закон Твой – истина» (ст. 142) и «Суть слова Твоего – истина» (ст. 160). Чтобы по-настоящему поклоняться Богу, мы должны понять, кто Он и что Он сделал, а единственное место, где Господь полностью открыл Себя – это Библия. Поклонение является выражением хвалы из глубины нашего сердца Богу, Которого можно понять благодаря Его Слову. Не зная истин Библии, мы не знаем Бога и не можем поклоняться по-настоящему.

Поскольку внешнее поведение является вторичным фактором в христианском поклонении, нет каких-то определенных правил относительно того, должны ли мы сидеть, стоять, падать, соблюдать тишину или громко петь во время общего служения поклонения. Эти вещи должны решаться в зависимости от особенностей общины. Самым главным является то, что мы должны поклоняться Богу в духе (в наших сердцах) и истине (в нашем сознании).

gotquestions.org