В деловой среде реформу заело.

Олег Сапожков, Евгения Крючкова

В Минэкономики скоро будет рассмотрен план ведомства «Трансформация деловой среды». Улучшение делового климата — второе по значимости из «Основных направлений деятельности правительства» после нацпроектов. Из материалов ведомства, с которыми ознакомился “Ъ”, ясно, что с этой работой уже возникли сложности. После увольнения из Белого дома Михаила Абызова — он курировал важнейшую для бизнеса реформу контроля и надзора — перечень невыполненных ее мероприятий вырос до 67 пунктов. В отношении же новых мер упрощения бизнеса у экспертной группы возникли разногласия с ведомствами. Урегулировать их не удалось — они также выносятся на сегодняшнюю подкомиссию по устойчивому развитию экономики, самые серьезные из них относятся к таможне.

Всего план Минэкономики «Трансформация делового климата» предусматривает работу по 13 направлениям. “Ъ” ознакомился с материалами министерства к сегодняшнему заседанию подкомиссии по устойчивому развитию экономики, где он будет рассмотрен, — только по пяти направлениям в правительстве нет разногласий: это экология, развитие человеческого капитала, развитие экспорта, а также доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний и финансовым ресурсам.

Раздел же плана, посвященный самому масштабному проекту по улучшению условий для бизнеса — реформе контроля и надзора, начатой прошлым правительством Дмитрия Медведева, — констатирует, что после увольнения курировавшего проект министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова отмена избыточных и устаревших требований государства к бизнесу забуксовала. Формально вопросы упрощения и сокращения контроля и надзора перешли в ведение нового главы аппарата правительства Константина Чуйченко, однако Минэкономики фиксирует, что в перечне «нереализованных мероприятий программных документов и поручений президента и правительства» в рамках реформы накопилось уже 67 пунктов.

Из перечня прямо следует, что большей части правительства, включая Минтруд, Минтранс, Минфин, Минздрав, ФНС, Минпромторг, само Минэкономики, Минстрой, МЧС, Роспотребнадзор и др., не дается не только работа над отменой избыточных и устаревших требований к бизнесу, но и построение новой системы. При этом вопросы административного усиления реформы контрольно-надзорной деятельности в плане не обсуждаются.

В части же новых идей Белого дома о деловом климате наиболее серьезные разногласия вызвало таможенное регулирование. Этот блок предусматривает сокращение практически вдвое сроков и стоимости таможенных процедур — в частности, за счет перехода на электронный документооборот, возможности подачи, регистрации и выпуска таможенных деклараций на товары в любой центр электронного декларирования независимо от местонахождения товаров. Несогласие ФТС вызвала, в частности, идея ограничить полномочия таможенных органов по контролю соблюдения техрегламентов (закрепив контроль за наличием маркировки, а не идентификации товаров с документами соответствия).

Ведомство настаивает на исключении этого мероприятия из плана. Не смогли ведомства договориться с экспертной группой и по поводу поэтапного внедрения сквозного контроля за импортируемыми товарами и одновременно системы комплексного таможенного-налогового контроля с переносом уплаты НДС уже после выпуска в рамках налоговой отчетности. Идея встретила недопонимание не только таможенной службы, но и Минфина. Там указывают на риски неуплаты таможенных платежей — после выпуска в свободное обращение взыскание косвенных налогов за счет задержания и реализации товаров становится невозможным.

Экспертная группа в ответ предлагает провести эксперимент, чтобы такие риски оценить. Еще одним из лидеров по количеству неурегулированных положений стало упрощение регистрации юрлиц (предусматривает разработку сервиса ФНС по использованию типового устава и автоматизацию актуализации информации в ЕГРЮЛ).

«Коммерсантъ» №188 от 15.10.2018, стр. 1.