Писание и молитва.

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» (Кол.3:16,17)

Артур Пинк

Выражение «не молящийся христианин» звучит противоречиво. Подобно тому, как мертворожденный младенец не имеет жизни, так и человек, который называет себя верующим, но не молящийся, лишен духовной жизни.

Как Слово Божье является духовной пищей для возрожденного человека, так молитва – это его дыхание. Когда Бог хотел убедить ученика в Дамаске в том, что Павел тарсянин действительно обратился, Он сказал такие слова: «…Он теперь молится» (Деян. 9:11). Сколько раз этот самоправедный фарисей склонялся перед Богом на колени и читал свои молитвы, но теперь он впервые действительно молился! Сегодня, когда присутствует столько «вида благочестия» (2 Тим. 3:5), необходимо полнее разъяснять различие между этими двумя понятиями. Не знают Бога те, которые довольствуются лишь формальным обращением к Нему, потому что «дух благодати и умиления» (Зах. 12:10) неразделимы. У Бога нет немых детей в семье возрожденных: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь…» (Лук. 18:7). Да, необходимо «вопить» к Нему, а не просто «проговаривать» свои молитвы.

Будете ли вы удивлены, когда услышите мое утверждение о том, что, возможно, народ Господень ни в чем не согрешает так много, как в молитвенных усилиях? Какое ужасное лицемерие проявляется там, где должна быть искренность! Сколько требований предъявляется там, где должно быть место только подчинению и послушанию! Как часто мы молимся только для формы, в то время как нужно молиться и сокрушаться сердцем! Как мало мы осознаем грех, который исповедуем, и всегда ли мы готовы до конца понимать нашу нужду в милосердии, о котором просим? И даже там, где Бог дает нам освобождение от самых ужасных грехов, каким холодом отвечает на это наше сердце, как много в нас неверия, сколько стремления выполнить собственную волю и угодить своим желаниям! Тому, кого не тревожит совесть по этому поводу, чужд дух святости.

Слово Божье должно направлять нашу молитвенную жизнь. Увы, как часто мы ставим наши плотские желания во главу нашего прошения. Священное Писание дано нам, «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:17). Поскольку нам дано повеление молиться в Духе (Иуд. 1:20), из этого следует, что наша молитва должна соответствовать Писанию, так как мы знаем, что именно Святой Дух является его Автором. Из этого также следует и то, что, в зависимости от того, насколько «обильно» или скудно вселяется в нас Слово Божье (Кол. 3:16), наши прошения будут находиться в большей или меньшей гармонии с помышлениями Духа, потому что «от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34). Чем сильнее мы заботимся о том, чтобы слагать в своем сердце Слово, и позволяем ему очищать и направлять нашего внутреннего человека, тем более угодными будут наши молитвы в глазах Бога. Тогда мы сможем сказать то, что сказал Давид, хотя и в другом отношении: «…От руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1 Пар. 29:14).

Таким образом, чистота и сила нашей молитвенной жизни – это еще один индикатор, по которому мы можем судить, насколько полезно для нас чтение и исследование Слова Божьего. Если наше изучение Библии под благословением Духа не осуждает нас за недостаточную молитвенную жизнь, не указывает на то, какое место в нашей повседневной жизни должна занимать молитва, не побуждает нас проводить больше времени под сенью Всевышнего, не учит нас, как сделать наши молитвы более угодными Богу, как правильно пользоваться Его обетованиями и опираться на них, как использовать Его заповеди и обращать их в наши прошения, тогда следует сказать не только то, что Слово Божье не принесло пользы для обогащения нашей души, но и то, что знания, которые вы почерпнули из него, будут служить обвинением против вас в день суда. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22).

Что же под благословением Святого Духа производит в нас радость в молитве? Во-первых, это сердечная радость в Боге как Объекте нашей молитвы, и особенно признание и исповедание Бога нашим Отцом. Так, когда ученики просили Господа Иисуса научить их молиться, Он сказал: «Молитесь же так: “Отче наш…”» (Матф. 6:9). И еще: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4:6). Это означает сыновнюю, святую радость в Боге, такую, которую испытывают дети по отношению к своим родителям, выражая ее в самых нежных словах. Поэтому в Послании к ефесянам нам вновь говорится для утешения сердец и укрепления веры: «Потому что чрез Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (2:18). Какой мир, уверенность, свободу дает нашей душе осознание возможности приближаться к Отцу!

Во-вторых, радости в молитве способствует сердечное понимание и видение духовным взором Бога, сидящего на престоле благодати. Этот вид или перспектива открывается не плотским воображением, а духовным просвещением, ибо верой мы видим Невидимого (Евр. 11:27). Вера – это «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера делает свой объект реальным и ощутимым для верующего человека. Это созерцание Бога, восседающего на престоле, не может не привести в трепет нашу душу. Вот увещевание для нас: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

В-третьих, и это следует из последнего приведенного места Писания: свобода и радость в молитве поддерживаются через осознание того, что Бог через Иисуса Христа желает и готов излить благодать и милость на молящихся грешников. Он не испытывает к нам неприязнь, которую нам приходилось бы преодолевать. Он более готов давать, чем мы – получать. Именно таким Он представлен в книге Исаии 30:18: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас…» Да, Он ждет, чтобы Его взыскали, чтобы пришли к Нему с верой, на которую Он мог бы ответить благословением. Его ухо всегда открыто, чтобы услышать вопль праведного. А посему «да приступаем… с полною верою…» (Евр. 10:22), и «…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6-7). Тогда мы обнаружим, что мир, превосходящий всякое разумение, сохраняет наши сердца и помышления во Христе Иисусе.

Артур Пинк, «Как извлекать пользу из Писания», Перевод с английского языка: Ольга Коваленко, Сергей Денисюк, © Русское издание, Издатель: Миссия «Приди и помоги», 2001.

Запись Радость в молитве мы питаем через Писание. впервые появилась Мир в Боге.