Александр Ветелев, профессор.

Евангелие говорит, что Царство Божие подобно сокровищу, скрытому на поле. Нужно усердие, чтобы искать его, и нужно бескорыстие, чтобы, не пожалеть, чтобы приобрести ее.

Указанными уподоблениями Евангелия Иисус хочет сказать, что для нас на земле ничего более ценного и единопотребного не существует и что приобрести его —значит приобрести «всё» (Мф. 6, 33), т. е. приобрести главное, центральное, а остальное само «приложится».

Митрополит Московский Филарет говорит: «Царство Божие (или Христово) есть, во-первых, вся вселенная, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небе. Первое называется царством природы, второе — царством благодати, а третье — царством славы» (Пространный христианский Катехизис. М., 1902, с. 41). Таким образом, по мысли митрополита Филарета, Царство Божие универсально, всеобъемлюще. Нет ничего в мироздании, что было бы вне его, не касалось бы его, не было бы связно с Богом, как своим Творцом и Владыкой.

Царство Божие подобно неводу, в который попадают рыбы разных пород и размеров. Оно подобно полю, на котором совместно произрастают и пшеница, и плевелы. Подобно оно и пиру, на который призываются люди разных духовных состояний и общественных положении.

Этими последними уподоблениями Евангелие хочет сказать нам, что вход в Царство Божие открыт для всех людей; открыт здесь на земле (в Царстве благодати) и лишь за гробом (в Царстве славы) в конце времени будут отделены плевелы от пшеницы, будут отсортированы рыбы, т. е. нераскаянные, злостные грешники не будут допущены к Христовой трапезе.

Уже сам призыв в Царство Божие, призыв на пир Христовой любви должен постоянно звучать в сердце человека, пробуждать его и напоминать, что никогда не поздно покаяться, исправиться и явиться пред лицом Божиим доброй пшеницей, отборной рыбой и чадом Божиим в белой, чистой, «брачной» одежде.

Евангельское благовестие говорит нам, что Царство Божие тайно, «неприметно» зреет в душе человека, уподобляясь закваске в тесте хлебопека и семени на поле пахаря. Посеявший пшеничное зерно «и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он». (Мк. 4,27). Восхожесть и произрастание семени на поле и семени Царства Божия в душе человека происходит по благости Божией. К ней и надо постоянно взывать человеку, чтобы духовно возрастать от силы в силу.

Евангелие благовествует, что Царство Божие подобно горчичному зерну. Будучи малым и невзрачным, оно вырастает в огромное ветвистое дерево, дающее приют отовсюду прилетающим птицам небесным (Мф.13,31—32). (Зерно горчичное, вселяемое в сердце верующего как Божественное семя, может выступать и прообразом Духа Святого, укрепляющего личную веру человека.)

Так из простой, недвоящейся веры простых, скромных, незаметных людей, из их ревности о спасении может вырастать всемирное Царство Божие, всемирное духовное братство, в недрах которого могут найти себе место разные племена и народы. Идея всемирного евангельского братства, объединенного идеей общего Царства Божия лежит в основе современного экуменического движения, являясь его движущей силой.

Московская Патриархия, Богословские труды, Александр Ветелев, профессор, «Царство Божие», Сборник четырнадцатый, Издание Московской Патриархии, Москва, 1975.

Запись На что похоже Царство Божие в Евангелии Христа? впервые появилась Мир в Боге.