Близость людей к Царству Божиему определяется не их возрастом или полом, не имущественным или общественным положением, а исключительно внутренним, духовным состоянием.

Александр Ветелев, профессор.

Так, оно даруется «нищим духом» (Мф. 5.3), т е. смиренным и воле Божией преданным людям. Даруется гонимым за правду» (Мф. 5. 10), т. е. честным и стойким в своих религиозных убеждениях. Оно даруется тем, кто по своему внутреннему состоянию подобен детям (Мф. 19,14) с их простотой и незлобием, с их искренностью и доверчивой привязанностью к людям. (Ребенок — беспомощен, бессилен и по беззащитности своей ни на что не рассчитывает, кроме как на милость, любовь, жалость, ласку).

Кроме детей, Царство Божие «достигать» могут те люди, которые верят во Xpистa  как Сына Божия, верят, что Он Духом Божиим изгоняет бесов (Мф. 12, 28) и творит чудеса. Кто же «хулит» Бога, восстает против Духа Святою, тот не наследует Царства Божия ни в этом веке, ни в будущем.

Царство Божие даруется и тем, кто, по выражению апостола Павла, «забывая заднее, простирается вперед» (Флп. 3, 13). Если же кто на этом пути озирается назад, тот «не благонадежен для Царства Божия» (Лк. 9, 62). Озираться назад значит сожалеть о мирском, снова и снова думать о нем, желать его и тем раздваиваться и духовно ослабевать 12. Царство же Божие требует от человека полной, всецелой преданности Богу, беззаветной любви к Нему и к людям.

За такую преданность и любовь человеку даруется неизмеримое ни с чем не сравнимое благо, даруется полнота жизни в подлинном Царстве Божием уже здесь, на земле. Ибо «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19,29; срав. Мк. 10, 29—30). В этом Царстве первые должны быть последними (Мк. 10,31) и слугами всем. Пример такого служения подал ученикам Сам Христос (Ин. 13,15).

Евангелие дает нам потрясающие картины милости Божией, даруемой грешникам, когда они «приходят в себя», исправляются и возрождаются для Царства Божия. Такую, например, картину рисует Евангелие при возвращении блудного сына в отчий дом. Подобный пример являет нам и благоразумный разбойник, распятый на кресте, удостоившийся быть первым насельником рая — Царства Небесного.

Московская Патриархия, Богословские труды, Александр Ветелев, профессор, «Царство Божие», Сборник четырнадцатый, Издание Московской Патриархии, Москва, 1975.