Алекс Д. Монтойя

Первые проповедники обучались в мире, на поле своего служения. Особое значение они придавали изменению жизни, спасению душ от ада и духовному пробуждению.

Излишняя интеллектуальность

Мы же обучаемся в академическом мире, где акцент ставится на знании, а не на освящении. Мы научены задавать вопросы, подвергать сомнению, спорить, дискутировать и обращаться к интеллектуальной части христианства. И, попадая в поместную церковь, многие из нас сохраняют такой же подход. Поэтому реальные, насущные нужды людей не восполняются и не разрешаются.

Интеллектуальная проповедь не обязательно должна быть нудной. Ошибка «интеллектуальности» заключается в том, что образованность служит тому, чтобы дать людям больше знаний, поразить аудиторию, но при этом закрывает более глубокие истины от непосвящѐнных. Что пользы от истины, если она излагается на языке халдеев? Настоящая интеллектуальная проповедь делает истину              простой. Она передаѐт глубокие истины доступно. Кто-то сказал, что признак интеллектуальности — это способность сделать возвышенное доступным для простых. Хорошо сказано! Нам нужно стремиться увидеть заинтересованный взгляд слушающих нас детей. Вытягивают ли они шеи, стараясь увидеть вас изза спин взрослых, потому что вы привлекли их внимание? Если это так, то ваш интеллект совершил самый большой подвиг!

Неопытность в жизни.

Как мы увидим позже, для развития пламенности может потребоваться время и испытания. Выпускники семинарий, в большинстве своѐм, люди молодые и неопытные. Слово ещѐ не проникло во все клеточки их существа, поэтому они не способны глубоко прочувствовать многие истины, содержащиеся в Писании. Даже к молитве они могут относиться поверхностно. Однажды один член церкви спросил другого: «Как тебе наш новый пастор?» «Хороший, последовал ответ.  Он просит у Бога о таких вещах, о существовании которых у Бога наш прежний пастор даже не подозревал».

По мере того как служитель возрастает духовно, его пламенность должна усиливаться. Замечали ли вы когда-нибудь, что более пожилые проповедники привлекают большее внимание? Это потому что они живут теми истинами, которые проповедуют!

Сдержанность личности.

Некоторые люди по природе робки, застенчивы, сдержаны в своих чувствах. К сожалению, интеллектуальная и затворническая среда семинарий привлекает людей именно с таким темпераментом. Вдобавок, наш страх показаться слишком эмоциональными, манипулятивными и неинтеллектуальными заставляет нас подавлять любое проявление эмоций, волнения или пафоса в наших проповедях. Наш характер очень тесно связан с нашим стилем проповеди. Однако не стоит отчаиваться. Прочитайте слова Джона Броадуса, сказанные более столетия назад, которые, я верю, истинны и по сей день:

Главная составляющая энергичного стиля — это энергичная натура. Человек должен уметь решительно мыслить, быть искренним, если не страстным, в своих чувствах, и должен иметь перед собой определѐнную цель для достижения, иначеего стиль не будет наполнен настоящей, высокой энергией. В этом смысле очень верно утверждение, что ораторами рождаются, а не становятся. Без этих качеств человек может дать ценное наставление; без них можно выдать то, что глупые почитатели называют «красивой проповедью»; но если человек не имеет силы характера, если у него нет пламени в душе, то он никогда не будет по-настоящему убедительно проповедовать. Однако есть робкие и впечатлительные люди, которые, тренируясь, приобретают уверенность, и, когда требуется проявление силы, они демонстрируют гораздо более властную природу, о существовании которой они сами и не подозревали.

Мой собственный опыт подтверждает это. Я по природе стеснительный и сдержанный человек, и в юности я очень боялся говорить перед людьми. Однако Бог позволил мне преодолеть эту слабость и помог мне развить степень эмоциональности в моѐм служении проповедью. И если для меня была надежда, то есть надежда и для других застенчивых душ.

Желание написать эту книгу возникло у меня благодаря тому, что Бог сделал для меня, и потому что я понимаю, в каких проповедниках нуждается церковь. Я считаю, что застенчивые     братья могут стать          эмоциональными проповедниками, если будут готовы руководствоваться правильными принципами. В каждом человеке есть эмоциональность, но некоторые из нас сдерживают эту страстность по различным причинам.

Незнание аудитории. Мы сухи, потому что не научены считаться с людьми, которым мы проповедуем. Слишком многие проповедники напоминают почтальонов; они доставляют почту, но их не заботит, читаем ли мы еѐ. Их работа заключается в том, чтобы просто доставить нам товар. Так порой проповедуем и мы. Мы доносим содержание, истину, мало заботясь о том, понимают ли нас люди, да и вообще слушают ли.

Настоящее общение происходит тогда, когда один говорит, а другой слушает и понимает. Если одна из этих двух составляющих отсутствует, общение прекращается. То же самое происходит и в проповеди. Когда аудитория перестаѐт слушать, наша проповедь заканчивается! Опять же, на лекциях в семинарии я видел        людей, проповедовавших, в то время как остальные студенты отключались и готовились к другим урокам, некоторые даже ни разу не взглянув на проповедника на протяжении всей проповеди. Тем не менее, говорящий был так «поглощѐн» своей проповедью, что даже не замечал, что все «уже вышли на конечной остановке».

Осознание того, что ты говоришь к аудитории, является решающим фактором для пламенной проповеди. Мы должны знать нашу аудиторию как до начала проповеди, так и во время проповеди. Незнание аудитории ведѐт к тому, что мы проповедуем то, в чѐм никто не нуждается, или проповедуем так, что никто не желает нас слушать.

Пламенной проповеди можно научиться

Вывод, который мы все можем сделать: мы можем научиться проповедовать пламенно, даже если по своей природе мы и не эмоциональны.

Алекс Д. Монтойя. Пламенная проповедь,Славянское Евангельское Общество, 2006. Перевод: О. Рубель. Редакция: М. Ряба Техническая редакция: В. Сафаров Общая редакция: С. Омельченко. P.O.