Триумф особой идентичности.

Фрэнсис Фукуяма

На Западе и особенно в современных США сегодня наблюдаются отдельные предпосылки для внутреннего столкновения, которое может вырасти до масштабов революции и гражданской войны. Как правило, гражданские войны возникают от быстрого изменения базовых ценностей в одной части общества, тогда как другая часть этого общества их либо не признает, либо под влиянием предложенного антагонистами движется в противоположном направлении. Кроме того, если достоинство у большой группы ущемлено или она так чувствует, если эта группа полагает несправедливым действительное или кажущееся ее игнорирование — то налицо еще одна из причин революции и гражданской войны.

В 1960-х годах в развитых либеральных демократических странах мира появились мощные новые социальные движения. Активисты гражданских прав в Соединенных Штатах потребовали, чтобы страна выполнила обещание равенства, внесенное в Декларацию независимости, и записанное в Конституцию США после Гражданской войны. За этим вскоре последовало феминистское движение, которое одинаково стремилось к равному отношению к женщинам, что вызвало и вызывает массовый приток женщин на рынок труда.

Параллельная социальная революция разрушила традиционные нормы, касающиеся сексуальности и семьи, а экологическое движение изменило отношение к природе. В последующие годы появятся новые движения, поощряющие права инвалидов, коренных американцев, иммигрантов, геев и женщин и, наконец, транссексуалов. Но даже когда законы изменились, чтобы предоставить больше возможностей и более сильную юридическую защиту маргинальным группам, группы по-прежнему отличались друг от друга поведением, благосостоянием, традициями и обычаями. Предубеждения и фанатизм оставались обычным явлением среди людей, и меньшинства продолжали справляться с бременем дискриминации, предрассудков, неуважения и невидимости.

Это ставило каждую маргинальную группу перед выбором: она могла потребовать, чтобы общество относилось к ее членам так же, как к членам доминирующих групп, или же она могла бы отстаивать отдельную идентичность для своих членов и требовать к ней особого уважения в отличие от основного общества. Со временем последняя стратегия получила тенденцию к  преобладанию: раннее движение за гражданские права Мартина Лютера Кинга потребовало, чтобы американское общество относилось к чернокожим людям так, как оно обращалось с белыми людьми.

Однако к концу 60-х годов появились такие группы, как «Черные пантеры» и «Нация ислама», которые утверждали, что у черных людей есть свои традиции и сознание. По их мнению, чернокожие должны были гордиться собой за то, кем они были, и не обращать внимание на то, чем хотело бы более широкое общество видеть их. Они утверждали, что подлинное внутреннее «я» чернокожих американцев было не таким, как у белых людей. Оно было сформировано уникальным опытом взросления черных во враждебном обществе, в котором преобладают белые. Этот опыт определялся насилием, расизмом и оскорблениями и не мог быть оценен людьми, выросшими в других условиях.

Мультикультурализм стал видением общества, разбитого на многие небольшие группы с различным опытом. Эти темы были взяты сегодняшним движением Black Lives Matter, начавшим с требований справедливости для отдельных жертв насилия со стороны полиции, но вскоре расширившим их до попытки сделать людей более осведомленными о природе повседневного существования чернокожих американцев. Писатели, такие как Та-Нехиси Коутс, связали современное полицейское насилие над афроамериканцами с долгой историей рабства и линчевания. По мнению Коутса и других, эта история является частью непреодолимой пропасти во взаимопонимании между чернокожими и белыми.

Подобная эволюция произошла и в феминистском движении. Требования мейнстрима движения были сосредоточены на равном обращении с женщинами в сфере занятости, образования, судах и т. д. Но с самого начала важный элемент феминистской мысли предполагал, что сознание и жизненный опыт женщин в корне отличаются от таковых у мужчин, и что цель движения не должна заключаться в простом приближении поведения женщин и их мышления к мужским образцам.

Другие движения вскоре ухватили важность пережитого опыта для их борьбы. Маргинальные группы все чаще требовали не только того, чтобы законы и институты рассматривали их как равные доминирующим группам, но также и то, чтобы более широкое общество признало и даже отметило присущие им различия. Термин «мультикультурализм», главным образом относящийся к качеству различных сообществ, стал ярлыком для политической программы, которая ценила каждую отдельную культуру, и каждую из них переживала одинаково, иногда обращая особое внимание на те, которые были невидимы или недооценены в прошлом. Этот род мультикультурализма вначале был представлен крупными культурными группами, такими как франкоязычные канадцы, мусульманские иммигранты и афроамериканцев. Но вскоре мультикультурализм стал видением общества, раздробленного на многие небольшие группы с различным опытом, а также группы, определяемые пересечением различных форм дискриминации, таких как цветные женщины, чья жизнь не могла быть понята только через призму расы или пола по отдельности.

Левые начали осваивать мультикультурализм, поскольку становилось все труднее разрабатывать политику, которая принесла бы масштабные социально-экономические изменения. К 1980-м годам прогрессивные группы во всем развитом мире столкнулись с экзистенциальным кризисом. Крайне левые в первой половине века были носителями идеалов революционного марксизма и его видением радикального эгалитаризма. У социал-демократических левых была другая повестка дня. Они приняли либеральную демократию, но стремились расширить государство всеобщего благосостояния, чтобы охватить больше людей большей социальной защитой. И марксисты, и социал-демократы надеялись повысить социально-экономическое равенство посредством использования государственной власти, расширением доступа к социальным услугам для всех граждан и перераспределением богатства.

По мере приближения к концу ХХ столетия становилась ясной ограниченность этой стратегии. Марксистам приходилось сталкиваться с тем, что коммунистические общества в Китае и Советском Союзе превратились в гротескные и угнетающие диктатуры. В то же время рабочий класс в большинстве промышленно развитых демократий стал богаче и начал сливаться со средним классом. Коммунистическая революция и упразднение частной собственности выпали из повестки дня. Социал-демократическая левая также зашла в тупик, когда ее цель — постоянно расширяющееся государство всеобщего благосостояния столкнулось с реальностью бюджетных ограничений во время бурных 1970-х годов. Правительства ответили печатаньем денег, что привело к инфляции и финансовым кризисам. Программы перераспределения создавали порочные стимулы, которые препятствовали созданию рабочих мест, накоплению и предпринимательству, что, в свою очередь, сокращало общий экономический пирог. Неравенство оставалось глубоко укоренившимся, несмотря на амбициозные усилия по его искоренению, такие как инициатива «Великого общества» президента США Линдона Джонсона. С переходом Китая после 1978 года на рыночную экономику и с распадом Советского Союза в 1991 году марксистская левая в значительной степени развалилась, а социал-демократы остались со своим «миром» — с капитализмом.

В последние десятилетия ХХ века амбиции левых для широкомасштабных социально-экономических реформ сближались с принятием политики идентичности и мультикультурализма. Левые, по-прежнему, определялись своей страстью к равенству — по «изофимии» — но ее повестка дня сместилась с того, на что раньше рабочий класс был ориентирован, на требования постоянно расширяющегося круга маргинальных меньшинств. Многие активисты обнаружили, что старый рабочий класс и их профсоюзы стали привилегированным слоем, который не проявляет симпатии к бедственному положению иммигрантов и расовых меньшинств. Они стали стремиться расширить права растущего списка групп, а не улучшить экономические условия отдельных лиц. В этом процессе старый рабочий класс остался позади.

А кризис приобретает черты общенационального политического разлома – предвестника возможных будущих потрясений.

eadaily.com

Запись впервые появилась Мир в Боге.